Свердловскую область заставят возместить теплоснабжающим компаниям убытки Печать
01.10.2012 09:00

Свердловскую область заставят возместить теплоснабжающим компаниям убытки, полученные в результате искусственного сдерживания тарифов

Властям Свердловской области придется компенсировать региональным теплоснабжающим компаниям убытки, возникавшие на протяжении нескольких лет в результате искусственного сдерживания тарифов на тепловую энергию. Вопрос об оплате межтарифной разницы из областного бюджета был поставлен прокуратурой. Еще в прошлом году Конституционный суд установил, что субъекты РФ, не желающие вводить для населения 100% оплату за коммунальные услуги и устанавливающие экономически необоснованные тарифы, обязаны возмещать потери ресурсоснабжающих организаций. Долг свердловского правительства на сегодняшний момент составляет 3,5 млрд рублей. В ближайшее время кабмину необходимо составить график его погашения и начать выплаты. Также чиновники должны решить, что делать дальше – продолжать сдерживать тарифы или выставить населению 100% счет за коммунальные услуги.

Комитет Законодательного собрания Свердловской области по развитию инфраструктуры и жилищной политике пытался, но пока не смог вынести на заседание парламента (для принятия решения не хватило одного голоса) вопрос о компенсации из обл. бюджета убытков свердловским теплоснабжающим компаниям, возникающих в результате искусственного сдерживания тарифов на тепловую энергию.

Согласно данным регионального Министерства энергетики и ЖКХ, на начало сентября текущего года задолженность свердловских организаций ЖКХ за потребленные ресурсы составляет 6,7 млрд рублей. Как сообщил «НЭП» депутат свердловского парламента Дмитрий Ионин, из этой суммы 3,5 млрд рублей – кассовый разрыв или межтарифная разница, которая образовалась из-за искусственного сдерживания тарифов (возможность ограничения платы граждан за коммунальные услуги была введена в России в 2006 году, – прим. «НЭП»). 2,5 млрд рублей – долги населения за коммунальные услуги, еще порядка 700-800 тыс. рублей – сумма арбитражных споров между самими теплоснабжающими компаниями (самый яркий пример – судебное разбирательство «Екатеринбургэнерго» и СТК»).

«Убытки, которые несут теплоснабжающие компании Свердловской области из-за сдерживания тарифов, это, говоря простыми словами, разница между рыночной ценой на выходе от поставщика тепла и фиксированным тарифом на входе у потребителя. И по действующему законодательству эту разницу должен возместить бюджет Свердловской области. Долги эти копились не едино моментно. Сегодня нам приходится расхлебывать политику предыдущих областных властей, которые как страусы прятали голову в песок при обсуждении вопросов погашения долгов», – говорит Дмитрий Ионин.

Принципиальные изменения региональной тарифной политики связаны с постановлением Конституционного суда РФ от 29 марта 2011 года, которое трактуется однозначно: обязанность возмещать потери ресурсоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установленной органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа для населения на уровне ниже экономически обоснованного, возложена на органы субъектов РФ.

«Теперь получается так – если субъект РФ не хочет вводить 100% плату за коммуналку и РЭК Свердловской области утверждает экономически-необоснованный тариф, то регион и должен компенсировать потери теплоснабжающим компаниям. То есть губернатору Куйвашеву предстоит в ближайшее время выложить из бюджета Свердловской области несколько миллиардов рублей, в том числе, 1 млрд рублей – долги по Екатеринбургу, – комментирует депутат ЗакСО Андрей Альшевских. – Также правительству пора определяться с тем, будет ли регион и дальше устанавливать экономически необоснованные тарифы и платить компенсацию или РЭК подымет тарифы до максимума, то есть учтет в них все затраты ресурсоснабжающих компаний».

Сейчас депутаты хотят выйти к правительству с предложением о начале выплат компенсаций ресурсоснабжающим организациям и разработке графика погашения скопившегося долга.

«Несколько миллиардов рублей – существенная сумма для областного бюджета, в который придется вносить многочисленные коррективы, урезая многие программы и проекты. С другой стороны, важно понимать, что наличие такой просроченной задолженности ставит под угрозу наступающий отопительный сезон в связи с применением ресурсниками ограничительных мер в отношении предприятий-должников. Напомню, что основанием для рассмотрения данного вопроса стало обращение прокуратуры Свердловской области, которая и подняла вопрос об оплате межтарифной разницы из бюджета региона. Добровольно или через суд, но свои деньги поставщики ресурсов получат – все законные основания для этого есть», – говорит парламентарий.

Представители теплоснабжающих компании (в Свердловской области их несколько десятков), которые теперь могут потребовать компенсации своих убытков, давно заявляли о том, что некоторые предприятия, особенно в небольших муниципалитетах, оказались на грани банкротства из-за разницы между действующим и экономически обоснованным тарифом.

«Все теплоснабжающие предприятия Среднего Урала несли с 2006 года убытки. Из-за череды выборов всех уровней власти говорить об этом нам было не рекомендовано Но, поверьте, это огромные деньги. Крупные игроки теряли за год несколько сотен миллионов рублей только на одной территории, – сказал топ-менеджер одной из теплоснабжающих компаний, пожелавший остаться неназванным. – Компенсация – это хорошо. Но пока неясен правовой вопрос – можем ли мы взыскать убытки, полученные с 2006 года, или можем претендовать только на возврат средств, которые недополучили в 2011 году».

"Облкоммунэнерго не так давно приступило к эксплуатации активов в теплоснабжении, в основном это 2010, 2011 годы. Результат – чистый убыток за первое полугодие 2012 года. Вырисовываются значительные цифры. Почему? Облкоммунэнерго консолидировало в себе коммунальную инфраструктуру 13 МО области, не самых плохих, но точно – не самых лучших. То что раньше демонстрировали отдельные муниципалитеты по отдельности вдруг объединилось в единый весьма значительный объем понесенных убытков, а если учесть гораздо более высокий профессиональный уровень в подходах к решению, то понятно, что проблема убыточности «тепла» – системная и присуща всему тепловому бизнесу в целом, и утвержденные тарифы играют здесь далеко не последнюю роль, – рассуждает советник генерального директора ГУП СО «Облкоммунэнерго» по связям с общественностью Елена Ильина. – Компенсация – это самое малое, что можно сделать в этой ситуации (малое, но необходимое, ибо банкротство ничего не решит), но вот финансирование программ развития коммунальной энергетики – это направление средств по более эффективному руслу, чем банальная констатация убытков из-за сдерживания тарифов и их оплата. Образно выражаясь, лучше вложить один раз безвозвратно деньги в новое ведро, чем каждый год оплачивать утекающую воду из него и многократные походы с этим ведром к реке".

Депутаты считают, что в дальнейшем правительству Свердловской области необходимо пойти по пути Челябинской области, которая не вводит для граждан 100% оплату услуг ЖКХ и добровольно выплачивает ресурсоснабжающим организациям межтарифную разницу. Взяв на себя эти расходы, соседний регион стал тщательнее следить за состоянием своего коммунального хозяйства и поддерживать его в должном состоянии.

По словам парламентариев, необходимо разработать четкую программу модернизации системы ЖКХ, которая позволит снизить затраты самих коммунальных предприятий. Это в свою очередь повлечет за собой снижение тарифа. Гасить долги нерадивых коммунальщиков, которые не вкладывают средства в замену теплосетей, модернизацию котельных и несут колоссальные потери на сетях, областной бюджет не сможет физически. Сейчас депутаты занялись созданием рабочей группы по вопросам реализации на территории Свердловской области инвестиционных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.